Частные фотоателье Бахмута
Автор: М. Зильбербранд (правнук фотографа Е. Львова), MichaelZ20@gmail.com

С. И. Татаринов в своих книгах о старом Бахмуте (9, 29) приводит фамилии шестерых бахмутских фотографов конца ХIХ - начала ХХ века: Мерейнес, Глихелес, E. Львов, Э. Белоцерковский, Г. Бродский и М. Ицкович. Все бахмутские фотографы, работавшие в то время, были евреями.

Однако, история бахмутской фотографии началась  значительно раньше границы XIX и XX веков. - В  документе "По доставлении Губернаторами ведомостей о типографиях, литографиях, книжных магазинах и библиотеках для чтения, 21.06.1873-25.10.1873" (17) в Бахмуте упоминаются два фотоателье, открытые ростовским купцом 2-й гильдии Яковом [Исаковичем/Исаевичем (ГАРФ Ф.102-3ДП-Д.602-Л.10)] Рубанчиком и прусским подданным Августом Горье, на основании свидетельств, выданных губернатором 11.12.1871. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1875 год (13) приводит ещё более ранние годы открытия фотоателье Рубанчика и Горье: соответственно, 1858 и 1868 (данные эти нуждаются в подтверждении другими источниками). Таким образом, получается, что, возможно, в уездном города Бахмуте Яков Рубанчик и Август Горье начали заниматься фотографией примерно в то же время, что и Василий Миткин в губернском городе Екатеринославе. Фотоателье Августа Горье в "Ведомостях типографий, литографий, фотографий, книжных лавок и библиотек в разных губерниях, 22/9/1878 - 6/8/1879" (18) уже не упоминается. Фотоателье же Якова Рубанчика существовало и после 1879 года (18). Фотографии с логотипами Я. Рубанчика и А. Горье пока не найдены. Кроме Бахмута, члены семьи Рубанчик открыли фотоателье в Мариуполе (около 1890 г.), Керчи (в 1890 г.) и Таганроге (в во 2-й половине 1880-х). Бахмутское фотоателье Якова Рубанчика в январе 1880 года (19) получила в приданное его дочь, Розалия. Самая ранняя сохранившаяся в Артёмовском краеведческом музее фотография, сделанная в фотоателье "Розалии Рубанчик в Бахмуте",  датируется началом 1880-х годов и изображает Евдокию Степановну Лобасову (из семьи купцов Лобасовых) в возрасте около 13 лет. Хронологически следующая за ней известная датированная фотография (визитного формата) сделана в бахмутском фотоателье Розалии Мерейнес не позже 1888 года (этот год указан в дарственной надписи на фотографическом бланке, Рис. 2).

В "Памятной книжке и адрес-календаре Екатеринославской губернии на 1889 г." (14) фотоателье Розалии Мерейнес отмечено, как единственное в Бахмуте. Трудно предположить существование в городе в те далёкие, отнюдь не феминистические, времена 2-х фотографичеких заведений, хозяйками которых были бы женщины, да ещё и с одинаковыми именами. Речь, по-видимому, идёт об одной и той же женщине, получившей в приданное (или унаследовавшей) фотоателье отца и принявшей после свадьбы фамилию мужа. В архивном фонде синагоги г. Бахмута, в метрических книгах записей  о рождении за 1884 и 1887 гг. имеются записи о детях, Марии и Григории, родившихся у "Васильковского купеческого сына Киевской губернии Давида Григорьевича Мерейнеса и его жены Розалии Яковлевны". По-видимому, после того, как Розалия Рубанчик вышла замуж и родила детей (не позже 1880 года, т. к. известно, что в 1881 году у неё родилась дочь Адель), управлять фотоателье ей стало трудно, и к этому подключился её муж, Давид Мерейнес. В деле "По доставлении Губернаторами ведомостей о существующих заведениях печати и книжной торговли, 1903 год" (23) отмечено, что фотоателье мещанина Давида Григорьева Мерейнеса было открыто (или переписано на его имя) на основании свидетельства, выданного губернатором 12.08.1886. Возможно, речь идёт о двух разных фотоателье. - В Памятной книжке Екатеринославской губернии на 1889 год (14) владелицей фотоателье по-прежнему числится Розалия Мерейнес. Даже в 1898 году фотоателье в Главном Управлении по делам печати МВД ещё числится за Розалией Яковлевной Мерейнес (19). Хотя, возможно, что эти поздние упоминания - результат памяти об отце Розалии, Якове Рубанчике, фотоателье которого было одним из первых в городе и просуществовало 10 лет. Изменение семейного положения Розалии Рубанчик нашло отражение и на фотографических бланках - На них остаётся только фамилия Мерейнес (без имени), а со стороны приклеенного снимка, внизу, появляется монограмма в виде переплетённых букв Р и Д (Рис. 3). Такие фотографии появились до 1895 года и просуществовали, по крайней мере, до 1905 года.

Известен визит-портрет с автографом одного Д. Г. Мерейнеса, датированный 30 августа 1895 года. Полный переход семейного фотоателье в руки Давида Мерейнеса объясняется тем, что согласно архивным материалам, присланным из Вены, его и Розалии дочери, Адель (1881 г. р.) и Мария (1885 г. р.), в период с 1899 по 1904 год учились в Венской консерватории, и мать, по-видимому, большую часть времени была с ними за пределами России. В дальнейшем, как значится на обороте сохранившихся фотографий, фотоателье Давида Григорьевича Мерейнеса размещалось в доме Довейно по ул. Харьковской (1). В журнале "Тюремный вестник" за 1906 год (31) указано, что фотограф Давид Мерейнес был награждён серебрянной медалью с надписью "За усердие" (для ношения на шее на Аннинской ленте), "по засвидетельствованию Министра Юстиции об особых трудах и пожертвованиях по тюремному ведомству). По-видимому, Д. Мерейнес, как наиболее опытный на то время городской фотограф, был привлечён к фотографированию арестованных и заключённых Бахмутской тюрьмы. В списке лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей в 1906 и 1907 годах (6, 7) Д. Г. Мерейнес числится как платящий квартирный налог, а в аналогичных списках 1912 г. (8) его уже нет вообще ни в одной категории: ни по квартирному, ни по промысловому налогу, вообще – ни в каком качестве). Не упоминается он среди бахмутских фотографов и в справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы (2). Скорее всего, его фотоателье в Бахмуте в это время уже не существовало. Фотоателье Рубанчик-Мерейнес проработало в Бахмуте около 40 лет.

В том же документе, где указана дата открытия фотоателье Д. Г. Мерейнеса (23) имеется информация о фотоателье мещанина Аврааама Иссова, открытого на основании свидетельства, выданного губернатором 29.05.1890. По данным Главного управления по делам печати, в 1898 году фотоателье Иссова в Бахмуте уже не числилось (23). Фотографии с логотипом А. Иссова пока не найдены.

 «С.-Петербургская фотография» Герша Давидовича Бродского (Рис. 4) начала работать до 1892 года (в Артёмовском краеведческом музее хранится снимок, подписанный этим годом). Она упоминается в справочнике "Вся Россия" Суворина на 1899 год. С другой стороны, по данным Главного управления по делам печати МВД, Бродский уже в 1897 и 1903-1904 годах не числится среди фотографов Бахмута (21, 23, 25). В 1899 году фотоателье Бродского находилось в доме Гензеля на Мало-Харьковской улице.

Известны датированные 1897 и 1915 годами фотографии, сделанные в Мариуполе в фотоателье "Г. Бродскаго", расположенном по адресу Торговая улица, дом Дятькина. По информации, полученной из Константиновского краеведческого музея, в начале ХХ века фотограф Бродский работал и в Константиновке. Возможно, бахмутский,  мариупольский и константиновский фотографы Г. Бродские, не одно и то же лицо, а родственники. В 1902 году фотоателье [Ф.] Бродского работало в Екатеринославе по адресу ул. Широкая, дом Геккера (1).

Братья Грилихес, Леон (Лейб) Рафаилович (фотограф) и, по-видимому, Исаак  Рафаилович (владелец книжного магазина в Бахмуте и Енакиево) стали заниматься фотографией, вероятно, для расширения поля деятельности типографии своего отца, начавшей работать в 1872 году (20).  Печатание ими открыток с видами городов (в частности, Бахмута), скорее всего, началось не раньше 1894 года, когда это стало коммерчески выгодным (после того, как министр внутренних дел разрешил частным предпринимателям изготавливать бланки открытых писем.). В деле "По доставлении Губернаторами ведомостей о существующих заведениях печати и книжной торговли, 1903 год" (23) отмечено, что фотоателье мещанина Леона Рафаилова Грилихеса было открыто на основании свидетельства, выданного губернатором 18.11.1896. Из обычных фотографий сохранился портрет мужчины, сделанный до 1902 года в фотоателье "Б-ев Грилихес" (братьев Грилихес), Рис. 5. В справочнике "Вся Россия. 1902 г." (1) в качестве владельца фотоателье назван только Леон Грилихес. Он значится в списках плательщиков налога на торгово-промышленные предприятия в Бахмуте, по крайней, мере до 1906 года (21). В справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы (2) Грилихес среди бахмутских фотографов уже не упоминается.

В деле "О доставлении губернаторами ведомостей о существующих заведениях печати и книжной торговли, 19.10.1897-12.06.1898" (21) имеется информация о фотоателье бахмутской мещанки Леи Моисеевой Гуревич, открытого на основании свидетельства, выданного губернатором 20.04.1896. В списках бахмутских фотографов в 1903 году (23), оно уже не числится. Фотографии с логотипом Л. Гуревич пока не найдены.

В 1899 году (23) рядом с Европейской гостиницей, на углу улиц Харьковской (впоследствии – Радянськой) и Кладбищенской (впоследствии - ул. Лермонтова), появилось фотоателье переехавшего в Бахмут новомосковского фотографа Ехиеля (Ефима) Яковлевича Львова. Новомосковское фотоателье Е. Львова открылось в 1893 году (21), первым в городе. С переездом в Бахмут оно было, по-видимому, ликвидировано. Фотоателье Львова в Бахмуте было большим предприятием, с “отделением в Константиновке и Дружковке” (Рис. 6). Это отделение действовало в посёлке Яковлевский с 1899 года (23) по 1925 год. Судя по надписям на фотографических бланках, бахмутская “фотография Е. Я. Львова за отличные работы удостоена золотой медали на Международной художественной выставке в Брюселе в 1905 году” (Рис. 7). Е. Я. Львов был действительным членом Всероссийского союза фотографов (3).

В 1925 году в фотоателье его сменил сын, Давид Львов, также действительный член Всероссийского союза фотографов. В 1928 г. он был участником "Выставки советской фотографии за 10 лет", которая проходила в Москве. На выставке были представлены 8,000 работ 400 фотографов, из них всего 14-ти из Украины. В телефонных книгах Артёмовска 1927 и 1928 года указан адрес фотоателье Д. Е. Львова: "Радянська (Советская), 45". После национализации фотоателье в 1930 г., Д. Львов с семьёй переехал в Киев. Фотоателье Львовых проработало в Бахмуте около 30 лет.

В доме Новгородцевых на Большой Харьковской 44 находились (по-видимому, в разное время) фотоателье Михаила Леонтьевича Ицковича, платившего квартирный налог в Бахмуте в 1906, 1907 и 1912 гг. (6-8), и Э. Белоцерковского. Фотоателье Ицковича в Бахмуте начало работать не позже 1904 года (известна фотография, подписанная этим годом). Согласно документу Главного управления по делам печати Ицкович открыл фотоателье в Бахмуте в 1900 году (25). Однако, в списках фотоателье, работавших в городе в 1903 году (23), фотоателье Ицковича не упоминается. Образец фотографии, сделанной М. Ицковичем представлен на Рис. 8.

Впоследствии, не раньше 1904-1905 гг. (25), М. Ицкович открыл фотоателье и в Юзовке (Рис. 9), рядом с гимназией С. Ромм, напротив отделения Госбанка. В Донецком краеведческом музее представлены снимки, сделанные Ицковичем в Юзовке в период 1909-1917 годы. Как пишут Степкин и Гергель (27), "...самое большое фотоателье [в Юзовке] содержал М. Л. Ицкович. Ицкович единственный из юзовских фотографов выпускал почтовые открытки с видами поселка и окрестностей. Его фотоработы высоко ценились за качество и профессионализм. Семья Ицковичей проводила фотосъемки не только в салонах, но и на производстве. Известны снимки Ицковича металлургического завода и шахт, причем не только надземной части, но и снимки работы забойщиков, проходчиков, откатчиков".

До 1910 года свою фотографическую деятельноть в доме Новгородцевых в Бахмуте М. Л. Ицкович, по-видимому, прекратил, уступив место Белоцерковскому (сохранилась фотография с логотипом Белоцерковского, датированная этим годом, с указанием того же адреса). Тем не менее, из города М. Л. Ицкович не уехал: в 1938 году он всё ещё упоминается в телефонной книге Артёмовска по адресу Советская, 32. Телефонная книга 1940 года даёт уже другой адрес: Советская 44 (номер телефона двузначный, № 47, большинство же номеров - трехзначные). Известны юзовские фотографии М. Ицковича, датированные началом 1930-х годов. В середине 1930-х годов он прекратил всякую частную фотографическую деятельность и состоял, по-видимому, в бахмутской фотографической артели "Красная светопись" (возможно был её организатором, см. ниже).

Из шести упомянутых С. И. Татариновым (29) фотографов Эммануил Борисович Белоцерковский начал работать в Бахмуте позже всех. До этого он  работал в Константиновке, открыв там фотоателье не ранее 1904-1905 годов  (25). В списке лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей в 1906 и 1907 годах (6, 7), он не числится, т. е. его фотоателье открылось в городе позже. В списках выборщиков 1912 года (8) он уже упомянут. Однако, в 1907 г. Белоцерковский в Бахмуте уже жил (в этом году у него в городе родился сын). Первое бахмутское фотоателье Белоцерковского находилось "возле городской управы" (по ул. Садовой). Впоследствии указан адрес: дом Новгородцевых на Большой Харьковской (№44, на углу Екатеринославской). Сохранившиеся датированные фотографии охватывают интервал 1910-1930 годов. По сообщению внука фотографа, Владимира Леонидовича Белоцерковского, после революции 1917 года Э. Б. Белоцерковский работал фотографом в бахмутской ЧК. В 1925 году Э. Б. Белоцерковский, как и Е. Я. Львов, был действительным членом Всероссийского союза фотографов (3), а впоследствии - Всероссийского фотографического общества. Образец фотографии, сделанной Э. Белоцерковским предоставлен на Рис. 10.

Фотоателье В. М. Медзона находилось на "Мало-Харьковской улице, 45" в доме Хургина. По данным РГИА (25), в 1904 году он ещё не числится среди фотографов Бахмута. Известны 2 снимка, подписанные 1914 годом. Предполагаемый период работы фотоателье В. Медзона - 1905-1915 годы. - Однако, в списках лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей в 1907 (7) и 1912 годах (8), он не числится. В справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы (2) Медзон среди бахмутских фотографов тоже не упоминается. В телефонных книгах Артёмовска после 1927 года фамилия Медзон не значится. Возможно, он, вообще, не был жителем Бахмута.

Фотоателье Л. Хадака появилось в Бахмуте около 1912 года. Оно называлось "Свет" и у него в разное время были два адреса 1) Мостовая ул., дом Машурьянца и 2) Харьковская ул., №34, собственный дом. Упоминается в справочнике "Вся Россия" за 1911-1912 годы вместе с фотоателье Е. Я. Львова (2), как единственные в городе. В Артёмовском краеведческом музее хранится сделанный Л. Хадаком снимок электростанции, которая была построена в 1913 году. В конце 1920-х годов по адресу Харьковская 57 работало фотоателье Л. И. Ходака (Лазаря Иосифовича Ходака, 1883 г.р., из списка эвакуированных в 1941 году из Артёмовска в Ташкент?). Возможно, он и Л. Хадак - одно лицо. Возможно, бахмутский Л. Хадак также был представителем фотографической династии. - Известны снимки,  сделанные в 1899 и 1903 гг. в "Универсальной Фотографии" Пинхаса Хадака в Кривом Роге (Почтовая улица, дом Федоренко).

В 1930 году, вместе с роспуском Российского фотографического общества, были ликвидированы и частные фотоателье. В 1926-1930 годах фотографы-частники, предвидя такое развитие событий и пытаясь выжить, объединяются в артели. - В Бахмуте в 1935 году существовала фотоартель "Красная светопись"  (продолжала работать, по крайней мере, до 1938 г.). В 1938 году она находилась по адресу Советская, 32. Судя по телефонной 1938 года, по этому же адресу жил и упомянутый выше фотограф М. Л. Ицкович. Возможно, он и организовал фотоартель.

Из сопоставления периодов деятельности фотоателье Бахмута видно, что пик фотографической деятельности в городе приходился на период 1895-1910 годы, когда, временами, в городе действовали одновременно четыре-пять частных фотоателье. 

   Сопоставление периодов работы частных фотоателье города Бахмута (с 1924 года переименован в Артёмовск)

 

Список использованных источников

1. Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации. - Санкт-Петербург, 1902.

2. Вся Россия. Справочная книга российской промышленности, торговли, сельского хозяйства, администрации, представителей общественной и частной служебной экономической деятельности и пр., т.1-2.  - Киев, 1911-1912.

3. ГАРФ. Ф.А234 - Оп.1 - Д.24 -  Л.1-10. Список членов Российского фотографического общества за 1925 год.

4.  ГАРФ. - Ф.А539 - Оп.4 - Д.2836.

5. Дела Канцелярии Главного Управления МВД по делам печати. РГИА. Ф.776 - Оп. 3, 4, 11, 20, 21, 22, 23; Ф.1286 - Оп. 22.

6. Екатеринославские губернские ведомости. - 1906. - 2 дек. (№140).
- С.1-16 - (Приложение). Список лиц, имеющих право участвовать в выборах в Государственную Думу в съезде Бахмутских городских избирателей, на основании закона 6-го августа 1905 г. и Именного Высочайшего Указа 11-го декабря 1905 г.

7. Екатеринославские губернские ведомости. - 1907. - 26 июля (№ 86). Список лиц, имеющих право участвовать в выборах избирателей в Государственную Думу в первом и втором съездах Бахмутских городских избирателей, на основании Высочайше утвержденного 3 июня 1907 г. Положения в выборах в Государственную Думу.

8. Екатеринославские губернские ведомости. - 1912. - 4 авг. (№ 90). - С. 1-18
(Приложение). Список лиц, имеющих право участвовать в выборах избирателей в Государственную Думу во втором съезде Бахмутских городскихизбирателей, на основании Высочайше утвержденного 3 июня 1907 г. положения о выборах в Государственную Думу.

9. Казаков, А. Л., Татаринов, С. И., Федяев, С. В. От черты оседлости к Холокосту. - Артёмовск, 2003, 95 с.

10. Наппельбаум М. С. От ремесла к искусству. Искусство фотопортрета. - Москва, 1958, 240 с.

11. Обзоры Екатеринославской губернии на 1881, 1884, 1887, 1888, 1892, 1894, 1896, 1898, 1902, 1903, 1910 гг. (Приложения к отчёту Екатеринославского губернатора). Таблицы "Ведомость о фабриках и заводах Екатеринославской губернии".

12. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1864 год, Екатеринослав, 1864. - С. 166.

13. Памятная книжка Екатеринославской губернии на 1875 год, Екатеринослав, 1875. - С. 94.

14. Памятная книжка и адрес-календарь Екатеринославской губернии на 1889 год, Екатеринослав, 1889. - С. 580.

15. Попов А. П. Из истории Российской фотографии - Москва, 2010, 237 с.

16. РГИА. Ф.776 - Оп.3 - Д.217, 218, 612.

17. РГИА. Ф.776 - Оп.11 - Д.106 - Л.61об.

18. РГИА. Ф.776 - Оп.20 - Д.63 - Л.302-303об.

19. РГИА. Ф.776 - Оп.20 - Д.82 ч.2 - Л.15.

20. РГИА. Ф.776 - Оп.20 - Д.1502 - Л.519об.

21. РГИА Ф.776 - Оп.21 - Д.219 ч.2 - Л.13-16об.

22. РГИА. Ф.776 - Оп. 22.

23. РГИА. Ф.776 - Оп.22 - Д.42в - Л.265.

24. РГИА. Ф.776 - Оп.23 - 1906-1917 гг.

25. РГИА. Ф.776 - Оп.23 - Д.54 ч.2 - Л.379об.-380.

26. Рудняев С. Ф., Кузнецов В. Е. Самарский альбом. Самара в открытках и фотографиях конца XIX - начала ХХ века. - Самара, 2006, 335 с.

27. Степкин В. П., Гергель В. А.  Полная история Донецка: (1779-1991). - Донецк, 2008, 540 с.

28. Стигнеев В. Т. Век фотографии. 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии. - Москва, 2011, 392 с.

29. Татаринов С. И., Семик Ю. А., Федяев С .В. Евреи Бахмута-Артемовска: Очерки истории XVIII–XX столетий. - Артемовск, 2001, 85 с.

30. Трачун О. Фотографія в Україні 1839-2010 р. - Харків, 2010, 216 с.

31. Тюремный Вестник, 1906, № 4. - С.-Петербург. - С. 232.

32. Шипова Т. Н. Фотографы Москвы — на память будущему. 1839–1930: Альбом-справочник. - Москва, 2001, 366 с.

БАХМУТЧАНЕ И ИХ ПОТОМКИ ЗАРУБЕЖОМ

E-mail: MichaelZ20@gmail.com

© MichaelZ20

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz